• Филарет (Гумилевский), православный святой

    Святитель Филарет (Гумилевский)

    Святитель Филарет Гумилевский (в миру - Дмитрий Григорьевич Гумилевский, при рождении Конобеевский) родился 23 октября (4 ноября) 1805 г. в селе Лесное Конобеево Тамбовской губернии (ныне - Шацкий район Рязанской области) в семье священника. Русский

    Отец - Григорий Афанасьевич Конобеевский, священник

    Фамилия Гумилевский была дана в семинарии в связи с его малым ростом и смиренным нравом (от латинского humilis — "низкий, незнатный").

    • В юности святой посетил Саровскую пустынь, где преподобный Серафим Саровский сказал про него: «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как учёный муж»
    • 1820 г. - окончил Шацкое духовное училище
    • 1826 г. - окончил Тамбовскую духовную семинарию
    • 1830 г. - окончил Московскую духовную академию со степенью магистра
    • Перед окончанием академии, 19 августа 1829 года он был пострижен в монашество митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым)
    • С 3 февраля 1830 года — иеродиакон; с 29 июня 1830 года — иеромонах.
    • Ещё во время обучения, он был определён библиотекарем академии, а по окончании академии оставлен при ней бакалавром и 6 июня 1831 года занял кафедру церковной истории и причислен к собору иеромонахов московского Донского монастыря, а также назначен цензором.
    • С 1832 года — профессор по кафедре Священного Писания.
    • С сентября 1832 года он был назначен на кафедру нравственного и пастырского богословия, а 1 мая 1833 года он был назначен инспектором Московской духовной академии
    • С 27 января 1835 года — архимандрит, а с 14 декабря 1835 года — ректор Московской духовной академии. С 9 марта 1837 года был, одновременно, настоятелем московского Богоявленского монастыря.
    • Филарет считается основателем академического журнала Московской духовной академии: «Творения Св. Отцев в русском переводе с прибавлениями духовного содержания». Академическое издание этих переводов определением Святейшего синода от 17 мая 1840 года было решено выпускать с 31 декабря этого же года; в июне 1841 года был образован под председательством Филарета редакционный комитет из четырёх человек — архимандрита Евсевия, профессоров Ф. А. Голубинского, П. С. Делицына и А. В. Горского.
    • С 21 декабря 1841 года — епископ Рижский, викарий Псковской епархии.
    • Во время его управления Рижским викариатством были открыты 63 прихода, сооружены 20 постоянных и и 43 временных церкви. Был сторонником распространения православия среди латышских и эстонских крестьян, что вызывало активное противодействие со стороны остзейской аристократии и лютеранского духовенства (по словам митрополита Мануила (Лемешевского), «пытались парализовать деятельность архипастыря, не гнушались самыми грязными доносами»). В 1844 присоединил к православию членов протестантской общины гернгутеров по их просьбе, причём император Николай I разрешил совершать для них богослужения на латышском языке. В апреле — декабре 1845 в православие перешли 9870 эстонцев и 4564 латыша, за семь месяцев 1846 — 6285 эстонцев и 6313 латышей. Всего в 1845—1848 только в эстонской части Лифляндской губернии к православию присоединились 63858 крестьян. По словам профессора Дерптского университета М. А. Розберга (лютеранина по вероисповеданию),
    • без какого-либо подстрекательства, без надежды на какие-либо земные выгоды толпы добродушных и мирных крестьян, окончив свои полевые работы, направляются к русским священникам, чтобы принять русскую веру. Это зрелище не только возвышает и трогает, но и являет собой торжество православной духовности, ибо это не нарушители, не полудикие язычники, не униаты, ближе стоящие к русской Церкви, но протестанты, три столетия находившиеся под влиянием красноречия образованных лютеранских священников.
    • При этом в своей деятельности епископ Филарет исходил из инструкции Николая I от 1845 о порядке перехода эстонцев и латышей в православие, которая запрещала принуждение в этом вопросе и обещание материальных благ в случае смены вероисповедания. Много внимания епископ уделял подготовке священников для викариатства, в 1847 в Риге было открыто духовное училище. Два присоединившихся к православию эстонца были рукоположены в священники. Деятельность владыки Филарета подготовила преобразование в 1850 году викариатства в самостоятельную Рижскую епархию.
    • С 6 ноября 1848 года — епископ Харьковский и Ахтырский.
    • 7 апреля 1857 года возведён в сан архиепископа.
    • С 2 мая 1859 года — архиепископ Черниговский и Нежинский.
    • В 1860 году Святейший синод присвоил ему степень доктора богословия.
    • В качестве правящего архиерея Харьковской и Черниговской епархий владыка Филарет заботился об обеспечении духовенства, организовывал церковно-приходские школы, типографию, основывал монастыри и руководил храмостроительством. Учредил периодическое издания «Черниговские епархиальные известия». Готовил программы преподавания для духовных учебных заведений на содержание которых направлял доходы от издания своих трудов. Много средств тратил на благотворительность, в связи с чем был вынужден постоянно сокращать свои расходы. Получил известность своими проповедями в Харьковской епархии во время Великого поста, опубликованными под названием «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа», и изданием «Историко-статистического описания Харьковской епархии».
    • Во время холерной эпидемии 1866 года владыка Филарет предпринял объезд Черниговской епархии, чтобы ободрить павших духом прихожан. В пути сам заболел холерой и умер 9 [21] августа 1866, в Конотопе.
    • По словам митрополита Мануила (Лемешевского), от Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст народ сменяя один другого сопровождал гроб любимого архипастыря в количестве 10-12 тысяч человек. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова и прекратилась.
    • Был погребен в крипте Троицкого собора Чернигова.
    • 14 апреля 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении архиепископа Филарета к лику местночтимых святых Черниговской епархии. 25 октября того же года в Троицком соборе Чернигова состоялся чин канонизации, возглавленный митрополитом Киевским Владимиром. По обретении мощи святителя были перенесены из крипты собора и размещены в новой раке в самом соборе.
    • 30 ноября 2017 г. - Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен в сонме российских святых

    Праздник святого Филарета (Гумилевского) установлен 9 августа по новому стилю.

    Как историк Русской церкви имел своим предшественником митрополита Платона.

    Святой Филарет получил известность своими научными трудами. Он был членом Общества истории и древностей российских (1847); действительным членом Императорского Русского географического общества (1852); почётным членом Императорского Русского археологического общества (1856), Копенгагенского общества древностей, Московского и Харьковского университетов, Киевской и Московской духовных академий, Императорской Академии наук.

    Значительную известность получил его главный труд «История Русской Церкви» (доведённый до 1826), вышедший в пяти выпусках в Риге и в Москве в 1847—1848 и выдержавший множество переизданий. Автор предложил принципиально новую периодизацию русской церковной истории, разделив её на пять периодов: от начала христианства в России до нашествия монголов (988—1237); от нашествия монголов до разделения русской митрополии (1237—1410); от разделения митрополии до учреждения патриаршества (1410—1588); период Патриаршества (1589—1720); синодальное управление (1721—1826). В сокращённом виде он впервые был издан в 1859 и потом, как учебник, выдержал множество переизданий.

    По мнению протоиерея Георгия Флоровского (считавшего владыку Филарета человеком «исключительных дарований, с беспокойной мыслью и тревожным сердцем»), в этом труде «впервые вся русская церковная история была рассказана и показана как живое целое, рассказана ясно и вдумчиво».

    Значимым богословским трудом святого Филарета в области патрологии является «Историческое учение об Отцах Церкви», опубликованный в трёх томах в 1859. Также был автором подробного «Обзора русской духовной литературы» (1859—1861), капитального труда «Православное догматическое богословие» (1864), житий святых, множества исторических монографий, статей и проповедей.

    Сочинения:

    • История Русской Церкви: Периоды 1—5. М., Рига, 1847—1848. В 5-ти частях (переиздание — М., 2001).
    • Слова и беседы Филарета, епископа Харьковского и Ахтырского, говоренные в Риге. М., 1850.
    • Черноморская Николаевская пустынь при Лебяжьем лимане. — Харьков, 1856 — 35 с.
    • Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, говоренные Филаретом, епископом Харьковским и Ахтырским: В 2 ч. М., 1857 (2-е издание — 1859, 3-е издание — 1884).
    • Историко-статистическое описание Харьковской епархии. М., 1852—1859.
    • Гумилевский Д. Г. Змиевской уезд (округа I, II, III) в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» // Змиевское краеведение. — 2015. — № 4. — С. 22-55.
    • Исследование о смерти царевича Димитрия. Москва : Унив. тип., 1858.
    • Слова и беседы Филарета, архиепископа Харьковского и Ахтырского. 1858—1859. В 3-х частях.
    • Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859. В 3-х томах (второе издание — 1882).
    • Обзор русской духовной литературы, 862—1720. Санкт-Петербург : тип. Имп. Акад. наук, 1857; Харьков, 1859—1861 (2-е издание — 1863, 3-е издание — 1884).
    • Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви, с примечаниями и снимками древних нотных знаков. Чернигов : тип. Ильинского монастыря, 1864 СПб., (Переиздание — 1902, репринтное издание — Сергиев Посад, 1995).
    • Кафедральные черниговские монастыри: Ильинский, Елецкий и Борисоглебский. Чернигов, 1861.
    • Русские святые, чтимые всей Церковью или местно: Опыт описания жизни их. Чернигов, 1861—1864 (2-е издание — 1863—1865, 3-е издание — 1882), в трёх отделениях (книгах). Отделение первое. Январь, февраль, март, апрель; Отделение второе. Май, июнь, июль, август; Отделение третье. Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
    • Слова, беседы и речи Филарета, архиепископа Черниговского и Нежинского. 2-е издание. Чернигов, 1863. В 4-х частях (3-е издание — 1883).
    • Православное догматическое богословие. Чернигов, 1864 (2-е издание — 1865 (На Викискладе: том 1; том 2), 3-е издание — 1882).
    • Святые южных славян: Опыт описания жизни их. Чернигов, 1865. В 2-х томах (2-е издание — 1882, 2-е издание — 1883, 4-е издание — 1894).
    • Сокращенная история русской церкви. СПб.,1869.
    • Жития святых подвижниц Восточной Церкви. 2-е издание СПб, 1885, 3-е издание — 1898 (репринтное воспроизведение — М., 1994). Заглавие 1-го издания — «Святые подвижницы Восточной Церкви» (СПб, 1871).
    • Жития святых, чтимых Православной Церковью, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных и о явленных чудотворных иконах. СПб., 1885 (2-е издание — 1892, 3-е издание — 1900).
    • Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873.
    • Описание Новгородсеверского Спасопреображенского первоклассного мужеского монастыря Чернигов : Губ. тип., 1873
    • Богослужение русской церкви до монгольского времени Москва : О-во истории и древностей рос., 1847 Москва : О-во истории и древностей рос., 1847
    • Житие святого праведного Симеона Верхотурского : заимств. из кн.: «Русские святые» Филарета, архиеп. Черниговского Москва : Изд. книгопродавца И. А. Морозова, 1885


    Ответить Подписаться