Филипп Андреевич Малявин родился 10 (22) октября 1869 г. в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне — Оренбургская область) в семье государственных казаков. Русский.
Рисовать начал рано, с четырёх—пяти лет. Копировал иконописные образа́, писал портреты односельчан. В 1885 году вместе с афонским монахом, приехавшим навестить родственников, отправился в Грецию — в монастырь Святого Пантелеймона, рассчитывая там научиться "церковной живописи". Прибывший в декабре 1891 года на Святую гору скульптор В. А. Беклемишев заинтересовался работами молодого послушника; особенно его поразил натурный морской этюд. Беклемишев убедил Малявина уехать в Петербург для обучения в Императорской Академии художеств. Осенью 1892 году Филипп Малявин стал вольнослушателем академии.
В результате реформирования Императорской академии художеств при ней было создано Высшее художественное училище, и 1894 году Малявин начал заниматься в ней — в мастерской Ильи Репина, в которой учились также И. Э. Грабарь, К. А. Сомов, А. П. Остроумова, Е. М. Мартынова, А. И. Тхоржевская, портреты которых написал в период 1895—1896 годов. В мастерской Репина Малявин начал создавать некоторые из своих самых известных ранних работ, в том числе "Крестьянка, вяжущая чулок" (1895), первая из его картин, в которой использовал свой любимый цвет — красный. Три из его ранних работ, все изображающие крестьянок, были выставлены в салоне Московского общества любителей художеств, и две из них ("Крестьянка, вяжущая чулок" и "За книгой") были куплены Третьяковым для своей галереи. Малявин стал получать заказы и создал целый ряд эффектных картин: "Портрет г-жи Поповой", "Портрет баронессы Вольф", а также замечательных детских образов, таких как "Портрет Ники Ратькова-Рожнова" и "Мальчик в матроске".
Выпускная работа Малявина "Смех", изображающая баб в красных одеждах на зелёном лугу, была отклонена Советом профессоров академии за бессодержательность. Звание художника Ф. А. Малявину было присвоено за портрет мальчика
Работал на стыке модерна, импрессионизма и экспрессионизма.
В 1900 году картина "Смех" была отправлена в составе экспонатов русского отдела на Всемирную парижскую выставку и была там удостоена золотой медали. В 1901 году картина была выставлена на IV Венецианской биеннале и куплена итальянским правительством для готовящейся к открытию Международной галереи современного искусства[итал.].
Из Франции Малявин вернулся известным и вполне обеспеченным художником. Признанием значимости творчества Малявина стало включение его в работы А. Н. Бенуа "История русской живописи в XIX веке" (1901—1902) и "Русская школа живописи" (1904).
Вскоре женился на бывшей вольнослушательнице Академии художеств, также ученице И. Е. Репина, одесской мещанке Наталии Карловне Новаак-Савич (sic!).
Купив усадьбу рядом с Аксиньино, под Рязанью, Малявин с 1900 года почти безвыездно жил в ней с семьёй. У Малявиных родились дочери Зоя и младшая Галина, умершая от эпидемии сыпного тифа в начале 1920-х в Рязани[7][8].
На московской выставке 36-ти показал большое полотно "Три бабы", которое поражало экспрессией форм, смелой красочной гаммой (находится в музее Орсэ). В начале 1900-х годов Малявин выполнил ряд интересных портретов современников: Ильи Репина, Сергея Дягилева, Александры Боткиной (впоследствии Хохловой) ("Лисичка")". В 1903 году он стал членом нового выставочного объединения "Союз русских художников". В 1906 году на выставке "Мира искусства" в Екатерининском зале при шведской лютеранской церкви в Санкт-Петербурге было показано большое полотно, написанное Малявиным в 1905 году — "Вихрь". Художественный критик Сергей Глаголь писал: "Вихрь производил впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и всё-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе". Картину для музея сразу же на выставке приобрёл Совет Третьяковской галереи.
Вскоре В. А. Беклемишев, В. В. Матэ и И. Е. Репин выдвинули кандидатуру Малявина к присуждению ему почётного звания академика, и 23 октября 1906 года тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трёхлетнюю заграничную поездку. По приезде в Париж остановился у Елизаветы Кругликовой, познакомился с проживавшем в Мёдоне И. И. Мечниковым, портрет которого нарисовал. В начале 1911 года на 8-й выставке "Союза русских художников" в Москве Малявин продемонстрировал "Автопортрет с семьёй". Большинство критиков восприняло картину как творческое фиаско, и Малявин надолго прекратил выставлять свои новые работы. Только в 1916 году он показал свою картину "Баба" ("Зеленая шаль") и несколько крестьянских портретов.
В феврале 1919 года Рязанский губернский отдел Наркомпроса организовал первую в карьере художника персональную выставку, приуроченную к 50-летию со дня его рождения. Два больших полотна с выставки — "Старик у очага" и "Старуха" — были приобретены Рязанским музеем.
Успех выставки способствовал приглашению Малявина в Москву; в Кремле им были выполнены многочисленные натурные зарисовки В. Ленина, писл также портреты Л.Троцкого и А. Луначарского.
Имение Малявиных в 1918 году было национализировано большевиками, но большую часть картин художнику удалось вывезти за границу.
Осенью 1922 года Малявин выехал с семьёй за границу, получив разрешение на устройство передвижной выставки своих картин. Семья обосновалась в Париже, где художник писал портреты по заказу и где в 1924 году в парижской галерее Шарпантье состоялась его вторая персональная выставка (к 55-летию). В конце 1920-х годов переселился с семьёй в Ниццу. Осенью 1933 года состоялась одна из крупнейших в творческой карьере художника персональных выставок. Экспозиция разместилась в пяти залах современного выставочного павильона Myslbek, построенного в историческом центре Праги. В 1930-е годы персональные выставки прошли в Югославии, Чехословакии, Англии, Швеции, Дании. Последняя выставка прошла в апреле 1939 года в мастерской в Ницце.
Вторая мировая война застала Малявина в Брюсселе, где он был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен и с трудом добрался до Ниццы.
Умер 23 декабря 1940 г. в Ницце. Похоронен на Русском кладбище Кокад.
Художественное наследие представлено в коллекциях ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А. С. Пушкина, НИМ РАХ, российских региональных музеев, в частных и музейных коллекциях США и Европы (музеи Орсэ, Зиммерли, Мальмё, Вальдемарсудде)[8]. Графика Ф. А. Малявина, рассеянная по российским и зарубежным собраниям, пользуется неизменным спросом у коллекционеров.
Память:
В августе 2016 года в городе Бузулук Оренбургской области был открыт памятник Ф. А. Малявину.
В 2019 году "Почта России" выпустила почтовый блок, посвящённый 150-летию со дня рождения художника.