• Серафим (Соболев), православный святой

    Святитель Серафим (Соболев) - в миру Николай Борисович Соболев - родился 1 (13) декабря 1881 г. в Рязани в мещанской семье. Русский
    Отец - Борис Матвеевич Соболев

    Мать - Мария Николаевна Соболева

    • 1894 г. - принят во второй класс Рязанского духовного училища
    • 1904 г. - окончил Рязанскую духовную семинарию
    • 1904 г. - поступил в Петербургскую Духовную Академию
    • 26 января 1908 г. - епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) пострижен в монашество с именем Серафим, в честь прп.Серафима Саровского
    • 18 марта 1908 г. - рукоположен во иеромонаха. В Академии сблизился с ректором её епископом Феофаном (Быстровым).
    • 1911 г. - определён на должность инспектора Костромской семинарии
    • С 1912 года — ректор Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
    • 1 мая 1917 г. - заявил Воронежскому епархиальному собранию об отказе от редактирования «Воронежских епархиальных ведомостей»
    • 17 июня 1917 г. - передал дела новой редакции «Воронежских епархиальных ведомостей»
    • В марте 1918 года семинария была закрыта большевицкими властями, святой Серафим переехал в монастырь святителя Тихона Задонского.
    • В первой половине октября 1919 года войска генерала А.И. Деникина освободили Воронеж, но вскоре были вынуждены отступить.
    • Святой Серафим не знал, как ему поступить — уйти с русской армией или остаться в Воронеже. За советом он обратился к разбитому параличом старцу Аарону, который проживал недалеко от Воронежа. «Не беспокойся, ты попадешь в хорошую сторонушку», — сказал старец о дальнейшей судьбе архимандрита Серафима. «Как же мне понимать Ваши слова?», — спросил архимандрит. «Попадешь — узнаешь», — был ответ старца. Святой Серафим и его брат иеромонах Сергий покинули Воронеж в последний момент в открытом вагоне с углем для паровоза.
    • На юге России, свободном от красных, святой Серафим вошел в подчинение временно независимого Высшего Церковного Управления (ВЦУ), образованного для самостоятельного решения срочных и важных вопросов.
    • 7 мая 1920 г. святой Серафим был назначен ректором духовной семинарии в Симферополе. Вскоре был поднят вопрос и об архиерейской хиротонии архимандрита Серафима.
    • 14 октября 1920 г. - хиротонию во епископа Симферополе возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий).
    • 14 ноября 1920 г. - под ударами наступающих "красных" на комендантском пароходе «Херсонес», вместе с комендантом Севастополя генералом Николаем Стоговым, эмигрировал в Константинополь. Весной 1921 года переехал в Болгарию.
    • В апреле 1921 года назначен епископом Богучарским, викарием Воронежской епархии
    • В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма, автор книги «Русская идеология».
    • Летом 1921 г. - стал во главе Болгарского благочиния русских приходов; настоятель бывшего русского посольского храма в Софии. Продолжал именоваться «Лубенским» до принятия специального о его титуле определения Архиерейским Синодом 18 (31) декабря 1929 года — «О переименовании Преосвященного Серафима, Епископа Лубенского, во Епископа Богучарского» — по его рапорту: сведения о его перемещении на викарную кафедру Воронежской епархии (Богучар) Патриархом Тихоном поступили в Архиерейский Синод только в 1928 году («экземпляр списка иерархов Российской Православной Церкви»).
    • Его имени не было в числе 8-и иерархов РПЦЗ, подвергнутых прещениям указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и при нём Патриаршего Священного Синода «О Карловацкой группе» от 22 июня 1934 года № 50
    • В 1934 году Председателем Архиерейского Синода митрополитом Антонием (Храповицким) возведён в сан архиепископа.
    • В 1935 году дал детальную богословскую оценку «имябожнического» учения (имяславия) в своей работе против софиологии Владимира Соловьева, Сергия Булгакова и Павла Флоренского.
    • В августе 1938 года, на II Всезарубежном Церковном Соборе в Сремских Карловцах, представил доклад об экуменическом движении, в котором обосновывал недопустимость участия в нём Православной Церкви.
    • В труде «Русская идеология» (1939) отстаивал необходимость для России монархического правления, осуждал секулярные преобразования Петра и его последователей, восхвалял линию Патриарха Никона, призывал к «восстановлению в будущей России истинного самодержавия на основе симфонии властей». В статье «О новом и старом стиле» указывал на противоречие григорианского календаря Церковному Уставу и сложившейся богослужебной традиции.
    • В 1943 году отказался участвовать в «Архиерейском совещании иерархов Православной Русской Церкви Заграницей» в Вене 21 — 26 октября 1943 года, которое проходило под покровительством властей Германии; содействовал преодолению схизмы Болгарской Церкви (снята в феврале 1945 года).
    • 16 июня 1945 года вместе со своей паствой перешёл в юрисдикцию Московского Патриархата.
    • В докладе в Совет по делам РПЦ (конец апреля 1945 года) главы делегации Московской Патриархии, посетившей Болгарскую Церковь, архиепископа Псковского Григория (Чукова), на основе которого была подготовлена докладная записка И. Сталину, давалась следующая характеристика Серафиму: «<…> человек аполитичный, безусловно духовный, но очень „узкий“ и политически довольно тупой, пользующийся, однако, большим уважением прихода».
    • 30 октября 1945 года был принят, вместе с 7-ю русскими приходами в Болгарии, в юрисдикцию Московского Патриархата.
    • 1946 г. - принял подданство СССР.
    • Конец 1946 г. - правительство СССР передало в его ведение бывшую посольскую церковь Николая Чудотворца в Софии.
    • Умер 26 февраля 1950 г. в Софии. Погребён в крипте под алтарём Никольского храма.
    • 3 декабря 2016 г. - прославлен в лике святителей решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

    Сочинения:

    • Новое учение о Софии, Премудрости Божией, магистрская диссертация, София, 1935
    • Защита софианской ереси прот. С. Булгаковым перед лицом Архиерейского собора, София, 1937
    • «Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Иоанну, пустынножителю Рыльскому, чудотворцу» (на церковнославянском языке), 1938
    • Русская идеология. София 1939 (репринт: Джорданвилл, 1981)
    • Искажение православной истины в русской богословской мысли, 1943
    • «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?» // Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей. — М.: Изд-во Московской Патриархии, Т. II, 364—368.
    • «О новом и старом стиле», 1948
    • «Отступление русского народа от православной веры», Православная Русь, 1978, № 23, 2-4

    Собор Рязанских святых - ryazan-region.ru/wiki/s/236

    Ответить Подписаться