• ​Васильев Александр Алексеевич, воздухоплаватель

    Александр Алексеевич Васильев родился в 1882 году в деревне Марьевка Тамбовской губернии (ныне Кадомский район Рязанской области). Русский.

    • После окончания юридического факультета Казанского университета служил секретарем в Казанской судебной палате, готовился стать помощником судьи. Однажды он стал свидетелем полета аэроплана. Потрясенный увиденным, молодой человек «заболел» воздухом и уехал во Францию учиться профессии пилота-авиатора.
    • А. А. Васильев — выпускник школы Блерио, получивший 19 сентября 1910 года диплом пилота. Летал в школе блестяще и был даже оставлен инструктором в ней. Этой чести до сей поры удостаивались только самые способные выпускники. Инструкторская деятельность Васильева во Франции длилась недолго — слишком тянуло домой. В Россию вернулся вместе с авиатором из той же школы, Виссарионом Савельевичем Кебурия (Кебуров), в прошлом — дорожным мастером. Александр Алексеевич Васильев стал 17-м дипломированным авиатором в России, имевшим право совершать публичные полеты. Из Франции они привезли два самолета «Блерио», с которыми предприняли поездку по городам России для демонстрации полетов (Варшава, города Поволжья и, наконец, Тифлис), популяризируя успехи авиации.
    • В начале лета 1911 года на Ходынском поле, находившемся в ведении штаба Московского военного округа, где располагались военные лагеря, стрельбище и артиллерийский полигон, был выделен участок для установки наземных мишеней, впоследствии ставший аэродромом Московского общества воздухоплавания (MOB). Организованные МОВ с 27 мая по 7 июня авиационные соревнования отличались от остальных «авиамитингов», проходивших в России, прежде всего, обилием военных конкурсов. На Первой Московской авиационной неделе зрители могли своими глазами увидеть полеты русских авиаторов Ефимова, Габер-Влынского, Васильева, Масленникова и других. Хотя в состязании принимали участие только гражданские летчики, по примеру Петербургской недели также выполнялись «упражнения военного характера»: бомбометание в нарисованный на поле броненосец, разведка, преследование воздушного шара и полет для связи. 4 июня 1911 года призы получил и Васильев за высоту и за удачное метание бомб… Он сбросил две бомбы на броненосец и удачно попал в боковую броневую башню. 4 и 7 июня вместе с другими летчиками участвовал в розыгрыша приза погони за аэростатом.
    • Авиатор Васильев — победитель знаменитого первого перелёта «Петербург — Москва», проводившегося 10—11 (23—24 по старому стилю) июля 1911 года. Установил несколько авиационных рекордов. Перелет Петербург — Москва А. А. Васильев совершил за 24 часа 41 минуту. Во время перелета Петербург — Москва А. А. Васильев пробыл в воздухе 9,5 часов. За первые сутки перелета А. А. Васильев пролетел 677 км, превысив тем самым мировой рекорд французского авиатора Бомона. Сложность перелёта для мирового уровня развития техники того времени видна хотя бы из того, что Васильев — единственный из пилотов девяти участвовавших в перелёте самолётов, кому удалось преодолеть всю дистанцию.
    • Сухощавый, но крепкий и ловкий, с проницательными живыми глазами, он производит впечатление человека, попавшего в свою сферу, — такой портрет Васильева находим в февральском номере журнала «Вестник воздухоплавания» за тысяча девятьсот одиннадцатый год. Одним из блестящих достижений Васильева стал его перелет из Елизаветполя в Тифлис. «Блерио» Васильева прошел двести четыре километра на высоте тысяча пятьсот метров за один час пятьдесят пять минут. Его машина была первым самолетом, который увидели в небе Грузии. «Тифлисский листок» сообщал на своих страницах, что, узнав об этом перелете Васильева, сам Блерио прислал ему восторженную телеграмму. Поздравив с успехом, Блерио сообщал, что дарит Васильеву самую последнюю модель своего самолета.
    • Васильев был не только опытным пилотом, но и смелым человеком. Летая как-то в Харькове в сильный ветер, он попал в очень сложное положение: ветер перевернул его машину вверх колесами сразу же после взлета. Летчик не растерялся и справился с ситуацией. Публика восприняла этот переворот как уникальный трюк, а Васильев, по его воспоминаниям, отсчитывал последние секунды своей жизни.
    • С начала 1913 года А. А. Васильев работал летчиком-испытателем на петербургском заводе Первого Российского Товарищества Воздухоплавания (ПРТВ). Летал на всех типах самолетов, выпускаемых заводом.
    • Летчик участвовал и в публичных выступлениях. Летал вместе со своим другом Кузьминским в Лодзи, Варшаве, Вильно, Екатеринославе, Ростове-на-Дону, Пятигорске и других городах. Они демонстрировали высшую школу пилотажа, включая «мертвые петли».
    • В июле 1913 года Александр Алексеевич совершил перелет «Петербург—Москва—Петербург». Летное время составило 10 часов 52 минуты.
    • Первая мировая война круто изменила судьбы Васильева и его друга авиатора Кузьминского. В начале августа 1914 года друзья прибыли в штаб Юго-Западного фронта в качестве летчиков-охотников (добровольцев). Авиаторов назначили в девятую армию. Первый боевой полёт стал для Васильева последним.
    • 10 августа 1914 года он вместе с наблюдателем генералом Мартыновым производил по заданию Штаба фронта разведку Львова. Но осколки неприятельской шрапнели повредили мотор его «Морана», вследствие чего пришлось совершить вынужденную посадку в неприятельском тылу, Васильев и генерал Мартынов попали в плен. Генерал Мартынов после трёх с половиной лет тяжёлого плена летом 1918 года вернулся в Москву. Васильев оставался в плену всю войну. Совершил попытку побега, после которой был заключён в лагерь строгого режима. Делались неоднократные попытки обмена его на пленных австрийских офицеров. В последнем документе от 31 декабря 1917 года австрийская сторона вторично сообщила, что пленный авиатор «признан неспособным к военной службе и будет отправлен в Россию с поездом инвалидов». Но этого не произошло. Умер в плену. Где его могила, никто не знает, но имя героя навечно вписано в историю русской авиации.
    Reply Follow